Примером первой тенденции, помимо уже затронутых, является работа французского литературоведа Ж.-П. Жюсто Закрытое поле письма (1985), избравшего предметом исследования творчество Ж. Лафорга, С.-Ж. Перса и Л.-Ф. Селина. По своему стилю и исповедуемым взглядам названные авторы являются глубоко разными, тем не менее, Жюсто считает, что всех троих объединяет тема закрытого поля письма, что в их творчестве акт письма отсылает лишь к самому себе, благодаря чему письмо предстает в своей чистой технике, становится чистым зеркалом самого себя.
Продуктом такого письма является текст, который опять же исчерпывается самим процессом написания, стремится стать совершенно пустым и не означать ничего иного, кроме самого себя. Скажем сразу, что данная интерпретация даже в отношении Лафорга представляется не бесспорной, не говоря уже об остальных авторах.
Произведения Лафорга — Саломея, Лоэнгрин, Персей и Андромеда, Гамлет, Чудо роз
- — написаны в жанре сказок по мотивам известных мифов, легенд, историй и событий. Давая им свою версию, автор преследует, прежде всего, художественные цели, отмечая, что все происходящее в его сказках-нравоучениях является преимущественно эстетическим.
- Жюсто максимально усиливает данный аспект, что позволяет ему рассматривать произведения Лафорга с точки зрения эстетики для эстетики, через призму бартовского саморефлексирующего письма.
Жюсто находит в творчестве Лафорга полный разрыв с действительностью, который достигается несколькими путями. Один из них состоит в том, что в качестве места действия выбирается либо остров, либо город, расположенный вдали от деловых центров и вне сети коммуникаций.