Семиотику он понимает не столько как науку о знаках, каковой она чаще фигурирует в определениях, сколько как науку о значениях. Поэтому он предпочитает реже обращаться к понятию знака, а вместо соссюровских оппозиций язык речь, означающее, означаемое и некоторых других, использует категории система процесс, план выражения и план содержания, которые шире и не так жестко связаны с языком.
Общее между живописью и языком — то, что живопись также является значащей системой и покоится на элементарной артикуляции чувственного материала. Однако этим материалом не обязательно должен быть лексический уровень естественного языка. Значащими единицами живописи выступают не слова, а иного рода элементы, отношения между которыми порождают значения. Главное при этом не число и степень сходства элементов с природой знаков языка, но способ их организации, способ значения. Этот способ значения, по Тюрлеманну, и составляет предмет семиотики.
- Он считает, что живопись является одним из конкретных воплощений способа значения.
- В отличие от обычного языка — абстрактного и символичного — живопись есть полусимволическая система, что и делает ее поэтической. Значение в живописи, полагает Тюрлеманн, рождается из простых контрастов.
- Отсюда он ставит задачу показать, как сложное значение живописного произведения образуется на основе простых пластических контрастов.
Начиная анализ акварели Миф о цветке, Тюрлеманн отмечает, что она имеет двойственную природу. С одной стороны, ей присущ до некоторой степени фигуративный характер, позволяющий, пусть не без труда, узнавать некоторые предметы мира. С другой стороны, она имеет схематический характер, который через разного рода подобия и контрасты между цветом и формой требует улавливания чисто пластических отношений.