Поэтому исследователь предлагает начать все, сначала и четко определить, в какой мере план похож на высказывание, не довольствуясь, простой аналогией между ними. Поскольку в фильме главным является визуальность, зримость, постольку для выявления особенностей кинематографического повествования необходимо провести границу между рассказывать и видеть, между видеть и знать.
В подобной перспективе камера перестает быть авторучкой и становится только глазом, что позволяет отождествлять кинематографическое означающее со снятой реальностью, располагать последовательность киноизображений вне зависимости от повествовательной речи, проверить, насколько верна идея, согласно которой кино может говорить о мире, не будучи рассказом. Такой подход предполагает решение сложной проблемы, связанной с вычленением в фильме того, что принадлежит увиденному, а что — сказанному.
Исследование затронутых проблем Жост проводит через призму понятия фокализация (фокусирование), означающее точку зрения, видение рассказчика или персонажа. Привлекая обширный материал — от Бальзака до Роб-Грийе и Чаплина до Течине, — исследователь выявляет многие особенности использования основанного на фокализации метода повествования в кино и литературе. Строго говоря, применительно к роману говорить о фокализации, или видении, можно главным образом метафорически, ибо в нем, в конечном счете, все сводится к умению рассказывать.
- Что касается кино, то в нем, наоборот, фокализации может охватывать практически все, если под ней иметь в виду фотализацию оптической системы, с помощью которой снят фильм.
- Однако в этом универсальном значении фокализации ничего не дает, поэтому более правильным будет ее употребление в узком смысле, когда она означает точку зрения или видение какого-либо персонажа.